Глава Дагестана и тляратинцы
Земляки и родственники Рамазана Абдулатипова в высших эшелонах власти
За несколько месяцев во главе Дагестана Рамазан Абдулатипов заметно пополнил свою команду выходцами из родного Тляратинского района. Земляки и родственники главы республики получили ключевые посты в администрации президента и правительства Дагестана, а также ряд должностей в структурах исполнительной власти и местного самоуправления.
Недавний запрет главы Ингушетии Юнус-Бека Евкурова принимать на работу в правительство республики близких родственников чиновников – хороший повод для серии материалов о семейных и земляческих связях в политико-административной элите северокавказских республик.
Начать следует с Дагестана, где после январского назначения Рамазана Абдулатипова врио президента республики значительно усилилась представленность во властных структурах выходцев из Тляратинского района. «Кавказская политика» провела собственное исследование «тляратинского клана», выделив среди земляков Рамазана Абдулатипова, занимающих в республике высокие посты, несколько групп в зависимости от статуса и давности пребывания во власти.
Первая тройка: администрация, внутренняя политика, стратегические проекты
Вторым по значимости после самого Рамазана Абдулатипова выходцем из Тляратинского района в структуре республиканских органов власти Дагестана следует назвать Рамазана Алиева – руководителя администрации президента и правительства РД. В том, что эту должность занял земляк главы республики, нет ничего удивительного.
Самые первые назначения при смене региональной власти обычно касаются позиций, связанных с дальнейшим подборов руководящих кадров, и на соответствующие должности новые руководители субъектов обычно приводят «своих» людей.
Карьера родившегося в селе Тлярата в 1956 году Рамазана Алиева (как и карьера Рамазана Абдулатипова) складывалась главным образом за пределами Дагестана. Еще в 1975 году, в возрасте 19 лет, Алиев начал работать шофером на Саратовском кирпичном заводе, а после окончания Саратовского юридического института в 1984 году он работал в основном в силовых органах Поволжья и Урала.
Сменив ряд должностей в структурах МВД, налоговой полиции и Госнаркоконтроля, Алиев перешел на работу в Федеральную налоговую службу, последней его должностью был пост начальника инспекции ФНС по Ленинскому району Саратова.
У самого Рамазана Абдулатипова с этим городом также есть давние связи – с 2000 по 2005 годы он представлял Саратовскую область в Совете Федерации. Похоже, что эти связи не прерывались и позже. Летом, например, глава Дагестана предложил отправлять участников незаконных вооруженных формирований, не замеченных в тяжких преступлениях, на ферму к своим друзьям в Саратовскую область для перевоспитания.
Еще один земляк главы республики – Алибег Алиев, ранее возглавлявший общественную приемную Рамазана Абдулатипова (в бытность того депутатом Госдумы) в Тляратинском районе, является начальником отдела Управления Администрации Главы и Правительства Республики Дагестан по внутренней политике и территориальному развитию.
«Мы, земляки, не имеем права его подвести, мы должны подтянуться во всём», — говорил Алибег Алиев в интервью одному из дагестанских изданий, при этом постаравшись развеять подозрения в пресловутой клановости: «Если кто-то лелеет надежду, что благодаря общим корням получит должность, могу заявить уверенно – это напрасный труд. Рамазан Гаджимурадович людей оценивает не по происхождению».
Первую тройку наиболее близких к Рамазану Абдулатипову новых назначенцев замыкает руководитель исполнительного комитета Стратегического совета при президенте РД Магомед Мусаев, которого в прессе называют зятем главы республики. Мусаев родился в 1963 году в селе Тлярош Чародинского района (соседнего с Тляратинским), закончил Дагестанский государственный медицинский институт, а затем, уже в Москве, Высшую школу приватизации и предпринимательства и Российскую экономическую академию имени Плеханова.
Пик столичной карьеры Мусаева пришелся на вторую половину прошлого десятилетия, когда он возглавлял Всероссийский выставочный центр (ВДНХ). Неожиданную отставку Мусаева с этой должности в 2009 году интерпретировали в контексте развернувшейся подковерной борьбы за пост президента Дагестана после предсказуемой отставки Муху Алиева.
Некоторые наблюдатели утверждали, что уход Мусаева с поста главы ВВЦ – это косвенный удар по Рамазану Абдулатипову, который тогда уже рассматривался в качестве одного из кандидатов в главы Дагестана.
Впрочем, эта история давно осталась в прошлом, а для настоящего важно то, что Магомед Мусаев имеет серьезные связи с группой «Сумма» бизнесмена аварского происхождения Зиявудина Магомедова. Последний уже пытался бороться за власть в республике в 2009 году, продвигая на пост президента Дагестана своего брата Магомеда Магомедова, ранее сенатора от Смоленской области.
Однако тогда победил альянс Сулеймана Керимова и Магомедсалама Магомедова. Теперь же влияние Керимова в республике заметно снизилось, а Зиявудина Магомедова сразу после прихода Рамазана Абдулатипова, напротив, стали называть новым «якорным» инвестором Дагестана.
Если Керимов в первую очередь проявлял активность в сферах транспортной инфраструктуры и девелопмента, то «Сумма» делает основной акцент на инновационных технологиях в разных отраслях экономики (в том числе в такой традиционной для Дагестана отрасли, как сельское хозяйство, где близкими к «Сумме» компаниями начат проект «АгроДагИталия»).
Проводником интересов «Суммы» в Дагестане выступает также структура Global Venture Alliance (GVA), одним из основателей которой называется Магомед Мусаев. В лучших традициях инновационной риторики GVA позиционирует себя как «полноценная инновационная экосистема, включающая финансовые инструменты, бизнес-сервисы по запуску и поддержке технологических компаний для обеспечения их полного рабочего цикла, высокий организационный уровень выставок и мероприятий, а также информационную поддержку венчурной индустрии».
В Дагестане GVA уже развернул один из своих проектов – бизнес-инкубатор Plug & Play, на его сентябрьской презентации в Махачкале присутствовали и Рамазан Абдулатипов и Зиявудин Магомедов.
Еще одним деловым партнером Магомеда Мусаева является известный консалтер Булат Столяров, который появился в Дагестане одновременно с Рамазаном Абдулатиповым в качестве главы экспертной группы GVA. Продукт его работы под названием «Приоритетные проекты президента Дагестана» (всего таковых набралось 10) был представлен еще в марте, а сразу после этого Рамазан Абдулатипов подписал указ о создании Стратегического совета при президенте РД. Его председателем стал глава Сбербанка Герман Греф, а руководителем исполкома – Магомед Мусаев.
Старая гвардия: миграция, лесхоз и волейбол
Было бы неверно утверждать, что тляратинцы получили путь в высшие эшелоны власти в Дагестане только с приходом Рамазана Абдулатипова. Среди чиновников-выходцев из Тляратинского района, которые заняли свои посты задолго до этого, в первую очередь назовем младшего брата нынешнего главы Дагестана Раджаба Абдулатипова – начальника республиканского управления Федеральной миграционной службы.
Соответствующее отделение в министерстве занятости и труда РД он возглавил еще в 1995 году и затем бессменно работал в органах по делам миграции, заняв свой нынешний пост в 2006 году. С приходом брата на пост президента Дагестана Раджаб Абдулатипов занял еще одну важную в нынешнем политическом контексте должность, возглавив дагестанскую федерацию волейбола – этим видом спорта, как известно, давно увлекается Рамазан Абдулатипов.
Еще один тляратинский старожил в дагестанской власти – глава комитета по лесному хозяйству Алибег Гаджиев, родившийся в селе Тилутль Тляратинского района. Еще в 2005 году он возглавил госучреждение «Дагсельлес», а в 2009 году — ГКУ «Республиканские леса». Одним из первых решений Рамазана Абдулатипова во главе Дагестана было восстановление комитета по лесному хозяйству в рамках правительства республики, упраздненного в 2008 году, и возглавил его земляк врио.
Последующие события продемонстрировали, что лесное хозяйство в Дагестане относится к числу «расстрельных» отраслей: всего через несколько недель после восстановления комитета был убит заместитель его председателя Сайгидгусейн Омаргаджиев.
В лесном хозяйстве некоторое время проработал и нынешний замминистра сельского хозяйства и продовольствия Дагестана Шагмир Бахарчиев, уроженец села Кособ Тляратинского района. В 2005-2007 годах он был помощником руководителя ГУ «Республиканские леса», а затем возглавлял одно из управлений министерства природных ресурсов и экологии РД.
В карьере Бахарчиева нашлось место и любимому виду спорта Рамазана Абдулатипова (в 2001-2005 годах он был главным государственным тренером Дагестана по волейболу), и хобби главы республики – фермерству. Еще в девяностых годах Шагмир Бахарчиев, закончивший дагестанский сельхозинститут, был директором фонда «Российский фермер» и вице-президентом ассоциации фермеров Дагестана.
Второй эшелон
Новых людей, близких к Рамазану Абдулатипову, можно обнаружить и на менее высоких этажах дагестанской власти. Среди них в первую очередь назовем сына главы республики Джамала Абдулатипова, который сейчас занимает должность заместителя главы администрации Каспийска, отвечающим за предпринимательство и инвестиционную деятельность.
До назначения Рамазана Абдулатипова врио президента Дагестана карьера его сына развивалась в Москве, последней его должностью был пост руководителя одного из управлений «МосТрансАвто» (структура правительства Московской области). Тот факт, что сын главы республики был направлен именно в Каспийск, вряд ли можно считать случайностью, если вспомнить, что бывший замглавы Каспийска Юсуп Джапаров в июне был арестован вместе с мэром Махачкалы Саидом Амировым.
Еще один новый тляратинец в структуре республиканской власти – бывший руководитель управления соцзащиты населения Тляратинского района Магомед Куратов — в настоящее время значится заместителем министра природных ресурсов Дагестана.
Ранее также сообщалось, что Магомед Куратов стал победителем конкурса на замещение должности начальника отдела капитального строительства и технического надзора хозяйственного управления администрации президента и правительства РД.
В открытых источниках упоминается и еще один выходец из Тляратинского района — помощник президента Дагестана Басир Курбанов, он присутствовал в составе делегации республики на недавнем инвестиционном форуме в Сочи. Понятно, что это далеко не полный список всех выходцев из Тляратинского района во властных структурах Дагестана, но и перечисленных лиц достаточно для вывода о высокой степени влиятельности тляратинской группы.
http://kavpolit.com/glava-dagestana-i-tlyaratincy/